Методические материалы

Методические материалы по вопросам противодействия коррупции подготовленные Минтрудом России

1. Письмо Минтруда России № 28-6/10/В-4623 от 19 апреля 2021 года
2. Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-12085 от 16 декабря 2020 г.
3. Методические материалы по вопросам применения Федеральных законов от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ и от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ
   3.1. Информация об изменениях в законодательстве Российской Федерации, уточняющих ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения
   3.2. Разъяснения о порядке представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
4. Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-2575 от 11 апреля 2018 г.
5. Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-877 от 9 февраля 2018 г.
6. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
   6.1. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1
   6.2. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2
   6.3. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 3
   6.4. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 4
   6.5. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 5
   6.1. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 6
7. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
   7.1. Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)
   7.2. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)
   7.3. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год) (Брошюра)
8. Инструктивно-методические материалы по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
9. Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
10. Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения
11. Оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций
12. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования
13. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих
14. Подразделы официальных сайтов, посвященные вопросам противодействия коррупции
15. Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции
16. Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки
17. Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
     17.1. Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
     17.2. Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
18. Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
19. Материалы инструктивно-методических совещаний для представителей подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также уполномоченных подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных на основании федеральных законов
     19.1. Методические материалы к совещанию «Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверка их достоверности»
     19.2. О загрузке и обработке сведений о доходах и расходах в ФГИС ЕИСУКС
     19.3. Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 30 марта 2018 г.
     19.4. Порядок оформления запросов
     19.5. Анализ сведений представляемых при поступлении на государственную службу на предмет выявления возможности возникновения конфликта интересов: совершенствование правовых основ
     19.6. Доклад начальника отдела Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России
20. Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов
21. Материалы семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (ноябрь-декабрь 2018 г.)
     21.1. 12 декабря 2018 г.
     21.2. 27-28 ноября 2018 г.
22. Методические рекомендации по отдельным вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих
23. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с получением должностными лицами подарков и их учету
24. Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках
25. Методические рекомендации по вопросам использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон"
     25.1. Методические рекомендации для пользователей ГИС "Посейдон"
     25.2. Распоряжение ГИС "Посейдон"
26. Возможность приобретения гражданскими служащими ценных бумаг
     26.1. возможность приобретения ценных бумаг
     26.2. возможность приобретения ценных бумаг
27. Обзор положительных практик организации работы органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений
28. Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации № 968 от 29 декабря 2022 г.
29. Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
30. Методические рекомендации по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти

Научно-методические материалы по вопросам противодействия коррупции на специализированном информационно-методический ресурсе по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"

 

Антикоррупционное воспитание в школе

 

Цель антикоррупционного воспитания — воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции. Задача антикоррупционного воспитания:

 

 

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
  • научиться распознавать коррупцию;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
  • воспитать у обучающихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
  • способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

 

Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в школе:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках обществознания;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

В начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

  • Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
  • Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике. Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой:

  1. Быть честным. По законам справедливости.
  2. Проблема «обходного» пути.
  3. Откуда берутся запреты?
  4. Быть представителем власти. Властные полномочия.
  5. Когда все в твоих руках.
  6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?
  7. Закон и необходимость его соблюдения.
  8. Государство и человек: конфликт интересов.
  9. Требования к человеку, обличенному властью.
  10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

 

Полезные ссылки

 

 

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация:

 

 

Информационные письма и обзоры практик: